Школа свободного воспитания

Представьте себе детский сад, где царит тишина. Нет, здесь сейчас вовсе не тихий час. Просто каждый ребенок очень сосредоточен и увлечен своей работой, которую выбирает по своему интересу в специальной подготовленной среде. Не игрой, а именно работой. Потому как в этой их деятельности всегда есть результат. Дети здесь занимаются математикой, письмом, приобретают навыки, необходимые в повседневной жизни, узнают об окружающем их мире. Кроме того, в детской группе царит полный порядок на всех полках с пособиями. И это вовсе не заслуга строгой воспитательницы -- это достижение самих детей. Фантастика?/Files/images/P3170035.JPG

Вовсе нет – такую картину мы можем наблюдать в одном из одесских детских садов. Именно таких результатов здесь удалось достичь при совмещении идей двух выдающихся педагогов прошлого века. В чем же секрет этого дошкольного заведения?

Итальянская тайна детства

Эта тайна родом из средиземноморской страны – Италии. Именно там более ста лет назад начала свои исследования женщина, методы которой стали популярными во всем мире. Cегодня имя Марии Монтессори входит в книгу рекордов Гиннеса по количеству детских садов (их несколько тысяч), работающих по её системе. Благодаря многолетней напряженной творческой деятельности ей удалось создать стройную педагогическую систему, которая может быть использована в дошкольном, школьном и семейном воспитании.

Женщина, опередившая своё время.

/Files/images/Мар2.jpg

Стремление М. Монтессори к исследованиям и науке проявилось еще в молодости – благодаря своему упорству в 26 лет она стала первой женщиной – доктором медицины в консервативной католической Италии. Однако сферу для реализации своих знаний, добытых с таким трудом, она выбрала самую нелегкую – Мария открыла специальную школу, а затем и медико-педагогический институт для умственно отсталых детей из бедных семей и сирот, где разрабатывала и применяла новые педагогические методики.В результате, спустя буквально несколько лет, на римской олимпиаде для учащихся начальной школы по письму, счету, и чтению воспитанники Монтессори, казалось бы, находящиеся в невыгодном по сравнению с обычными детьми положении, заняли первые места!

/Files/images/класс2.jpg

Вдохновленная такими успехами, итальянский педагог понимает, что её метод не менее важен для полноценных детей, которые в обычных школах со старыми неэффективными методиками находятся в худшем положении, нежели её воспитанники. Уверенности этому предположению придало посещение начальных школ Италии. Ведомая стремлением раскрыть лучшие способности ребенка посредством своей методики, Мария вновь поступает в университет, на этот раз на философский факультет. И судьба ей благоволит вновь. Кажется, что само провидение помогает ей воплотить свои идеи. В 1907 г. при помощи Э. Таламо, итальянского миллионера, Монтессори открывает 58 школ с названием «Дом ребенка» (Casa dei Bambini). /Files/images/класс.jpg

Мода на итальянское воспитание

С этого периода не только итальянская кухня и мода стали известны по всему миру. Монтессори стала законодательницей свободного демократичного воспитания. К ней начинают приезжать педагоги со всего мира, чтобы обучиться новой теории воспитания, да и сама Мария начинает путешествовать со своими лекциями, собирая огромные аудитории. В результате её система получает широкую популярность и находит множество последователей в США, Южной Америке, Европе, Азии… Но, как известно, нет пророка в своем отечестве – именно из родной Италии Мария вынуждена была уехать после установления фашистского режима Муссолини в 30-х годах. Однако, опять же, методу это пошло только на пользу. Монтессори уехала в Индию, где смогла обогатиться новыми знаниями и восточной мудростью. Вернувшись в Европу после окончания второй мировой войны, она смогла с новыми силами взяться за пропаганду своего революционного метода воспитания. В 1929 году появилась Международная ассоциация Монтессори, а после смерти Марии в 1952 г. метод получил новый виток распространения благодаря её последователям.

Метод Монтессори в Росии : « казнить нельзя помиловать»

В России презентация дидактического материала произошла еще при жизни педагога в 1913 г. В этом же году открылся детский сад, работавший по системе Монтессори. Пропагандой метода занималась в России Ю. И. Фаусек – она создала на его основе Общество свободного воспитания, при котором открылись курсы по ознакомлению с системой. В результате её активной деятельности монтессорские детские сады открываются по всей России, – Москва, Петроград, Вятка, Тифлис… В 1926 г. научно-педагогическая секция при Государственном ученом совете рассматривала вопрос о возможности построения всей системы детских садов СССР по системе Монтессори! Однако результатом этого заседания стало окончательный запрет и многолетнее забвение метода в СССР. По целому ряду причин чиновники сочли его неприемлемым: «отсутствие коллективного воспитания, связи с жизнью и общественно полезным трудом». Методы свободного, независимого воспитания в тот период оказались невостребованными. Только спустя 70 лет в России и Украине произошло возрождение идей и метода известного итальянского педагога. В 90-х годах созданы Московский и Киевский центры Монтессори. Появились фабрики по производству дидактических материалов, начали открываться детские сады и проводиться конференции, посвященные методу. Так в августе 2007 г. в Одессе прошла международная конференция на базе реабилитационного центра (Дом с ангелом) и детского сада №75, в которой приняли участие педагоги центров Монтессори из Германии, России, Литвы.

«Помоги мне сделать это самому»

В воспитании детей Монтессори исходит из того, что ребенок обладает внутренней упорядоченностью, врожденной потребностью в свободе и самовыражении. А значит, необходимо помочь ему в организации среды обитания, наиболее полно удовлетворяющей его потребности. В школах и детских садах Монтессори всё – и мебель, и её размер, и её расположение полностью соответствуют требованиям этого направления педагогики./Files/images/P4020033.JPG

Все пособия и материалы, которые в процессе работы становятся органичной частью жизнедеятельности ребенка, расположены строго по полочкам, в зоне досягаемости детей для того, чтобы они могли сделать свой свободный выбор интересного им вида деятельности: навыки повседневной жизни, сенсорное развитие, письмо, математика, знания о космосе и окружающей среде. Смысл метода Монтессори заключался в стимулировании к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию. Педагогу здесь принадлежит роль помощника, ведущего ребенка к тому, чтобы научиться всему самому. Кроме того, основными учителями друг друга здесь являются сами дети. Ведь группы разновозрастные (от 2 до 6 лет), и старшие на правах авторитетов помогают справиться со сложными заданиями малышам. В процессе этой работы дети получают навыки общения в социуме. Мария обращала внимание на то, что именно в возрасте от 0 до 7 лет ребенок проявляет наибольший интерес какой-либо деятельности. В этот период это и есть его основная природная потребность – насытиться информацией. .Именно в этом возрасте мы чаще слышим от детей слова: «помоги, покажи мне», «я хочу попробовать сделать это сам». Это же стремление проявляется и в наведении порядка. Для ребенка весь окружающий мир – это хаос. Наша задача - выстроить в этом хаосе определенную систему, помогая ребенку упорядочить его знания и навыки./Files/images/DSC_2334.JPG

Важным принципом садов и школ Монтессори является отсутствие поощрения и наказания. Если руководитель замечает ошибки в заданиях, он не корит ребенка, а просто дает ему еще одно такое же задание, сделав для себя соответствующие пометки.

Каждый малыш здесь понимает, что он уникален, талантлив и способен достичь многого.

Франзузско-шведская украинка

Как известно, великие умы мыслят одинаково. Современницей и последовательницей Марии Монтессори была выдающийся украинский педагог, автор концепции национального воспитания София Русова. Дочь шведа и француженки, она стала истинной украинской патриоткой. Её старшая сестра Мария открыла на Черниговщине школу, где обучалась сельская молодежь, а вместе в Киеве сестры открыли первый на Украине детский садик. Русова обращала внимание на то, что нация формируется у детской колыбели./Files/images/Русова.jpgОчень важным, на её взгляд, было формирование национального инстинкта, самосознания, самоуважения, достоинства еще в детском возрасте посредством прививания ребенку украинских обрядов, традиций, обычаев. Также чрезвычайно важным является для ребенка обучение навыкам практической жизни (при этом потребность в труде должна стать одной из первейших потребностей ребенка), которые являются столь же важными как воспитание трудолюбия, человечности, скромности, уважения к старшим… Много внимания необходимо уделять физическому воспитанию, общению с родной природой, эстетическому развитию, считала София. Также она читала лекции по методу Монтессори, разделяла её взгляды и спространяла повсеместно идею свободного воспитания. Прогрессивные сблизили её с идеями украинской организации Народная воля. Так же как и Монтессори, Русова вынуждена была покинуть родину из-за своих убеждений. В 1905 г. её семью отправляют в Петербург. Здесь София ведет активную деятельность – издает книги, читает лекции, редактирует первый украинский педагогический журнал. После революции 1917 г. Русова возвращается на Украину и занимает ведущий пост в системе дошкольного образования. Она полна надежд на воплощение новых педагогических идей…Четыре года назад в Украине учреждена медаль имени Софии Русовой. Вручается она, прежде всего, за развитие педагогики и психологической науки, создание книг по проблемам воспитания и обучения детей.

P.S. Судьбы этих двух женщин и их методики имеют много общего. Отрадно, что сегодня на Украине, в Одессе происходит возрождение этих уникальных педагогических идей и разработок. М. Монтессори и С. Русова оставили нам прекрасное педагогическое наследие, которое спустя столетие помогает нам вырастить новое поколение свободных и независимых личностей.

Автор Лариса Халеева, заведующая детским садом №75 г. Одессы

Кол-во просмотров: 1301

Комментарии

  • MiuStync

    2017-06-16 13:35:44

    A саreful аттiтude tо оnе's hеalтh is a sign оf a реrsоn's civіlizаtiоn. Оftеn, hаrdly nотicеаblе iмpаirmеnts in аppeаrаnсe and well-bеіng cаn sіgnаl а sеrіоus dіаgnоsis. Мany рeoplе have repeatedly nотiсed а tuмor undеr тhеіr аrмpits. If тhіs eduсатion is nот асcoмpаnіеd by раіn, wеакnеss or темрerатure, pеорlе dо nот rush то gеt меdісal help. Iт іs імроrтаnt tо undersтаnd why thе арpeаrаnсe оf axіllary cоnes is аssосiатеd. [url=http://armpit.info/a-painful-lump-in-the-armpit]http://armpit.info...

  • sgzwdbxvwu

    2014-04-11 21:02:08

    gceozeo{86, taaphrcldj , [url=http://www.xzfsrpeolv.com/]krhnbmjzyw[/url], http://www.hwovgmeduf.com/ taaphrcldj...

  • VladExp

    2013-06-28 21:42:17

    Рынок жилой недвижимости России вскоре может столкнуться с новыми законодательными ограничениями. Инициатором стал депутат-единоросс Александр Хинштейн, который внес в Госдуму законопроект, который предусматривает поправки в закон "О рекламе". Узнать подробнее, жми сюда http://elagent.ru/news/detail.php?ID=31776...