РЕБЕНОК И ВЗРОСЛЫЙ: свобода или зависимость?

ПРОБУДИСЬ!

Педагогическую систему воспи­тания и обучения детей, созданную итальянкой, женщиной, выдающим педагогом и психологом Марией Монтессори, не случайно называют гуманистической. В ее основе ле­жат два основных понятия — свобода и любовь. По отношению к детям всегда на первое место мы ставим любовь. Монтессори писала: «Люби­те своего ребенка любым — краси­вым и некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным». Каза­лось бы, это так очевидно.

/Files/images/сканирование0071.jpg

Однако как часто взрослые раз­дражаются в ответ на искренние по­рывы ребенка. Он может будить вас по утрам, а вы — нервно отмахивать­ся сонным голосом: «Еще же так ра­но, а сегодня выходной!». Но много ли есть людей в вашей жизни, ко­торые просыпаются специально так рано только для того, чтобы обнять и поцеловать вас? Просыпаются только для того, чтобы поприветствовать вас вместе с восходом солнца? Ваш ребенок может и расплакаться, если вы отправите его к себе в комнату, когда в ваш дом приходят гости. Он просто хочет чувствовать себя равным и полноценным членом семьи. Однако много ли найдется у вас близких, которые испытывают к вам такую же сильную любовь и также сильно дорожат общением с вами?

Большинство вещей в современной жизни взрослый человек делает почти автоматически, не задумываясь. Но именно дети способны пробудить в нас те самые эмоции и чувства, из которых и состоит настоящая жизнь. И если взрослый не пытается откликнуться на этот искренний призыв, ребенок вначале теряется, затем понемногу ожесточается и, наконец, становится равнодушным.

ДЕТИ — ДРУГИЕ!

Ребенок — это существо, аб­солютно отличающееся от взросло­го человека. Различия тут не только в физических формах и количест­ве знаний и умений. Ребенок просто другой. Вся его психика, существо устроены по-другому. Если взрос­лые приобретают знания с помощью анализа и синтеза происходяще­го, то ребенок просто впитывает окружающую его жизнь комплекс­но, целиком. Он познает мир через призму своих собственных чувств, пережитых в действительности, ста­рается подражать взрослым, осо­бенно близким и любимым, это одно из самых сильных чувств детства. Мы планируем свои дела, выделяем самое срочное и важное, в то вре­мя как ребенок живет только дан­ным конкретным моментом времени. Естественный ритм его жизни го­раздо медленнее, чем у взрослого.Природа дала возможность ма­ленькому существу самостоятель­но выстроить собственную личность, используя весь свой огромный внут­ренний потенциал. Задача взрослого — не мешать, не подавлять эти за­чатки, а помочь ему разобраться во всех сложностях данного мира.

/Files/images/DSCN2728.jpg

Согласно педагогической систе­ме М. Монтессори, ребенок проходит два эмбриональных периода. Пер­вый — когда зарождается его физи­ческое тело.

Второй — при рождении и формировании психики. Этот пери­од характеризует зарождение разу­ма, языковых навыков, умение себя обслужить. И именно здесь так важ­но вовремя направить ребенка в его развитии и ни в коем случае не ме­шать. Ведь у маленького человечка нет другой цели, кроме как совер­шенствовать самого себя, это его главная врожденная внутренняя про­грамма. Он учится сам и для себя.

СЛОЖНОСТИ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ДВУХ МИРОВ

Трудность заключается в том, что ребенок живет в окружении взрос­лых. Парадоксально, но это факт. Лю­бя своего ребенка, взрослые часто не понимают детей и подростков, счита­ют их своей собственностью; считают, что могут формировать представле­ния детей, перенося на них свои сте­реотипы мышления и поведения. Для нас все, что делает наше чадо, имеет две характеристики — плохо и хоро­шо. Являясь истиной в последней ин­станции, родитель всегда четко знает, как должен вести себя его ребенок. Мы ни на минуту не сомневаемся в правильности выбранной нами моде­ли поведения, которой безоговороч­но должен следовать малыш. Любое отклонение со стороны ребенка оце­нивается как ошибочное и подлежит исправлению или наказанию. Однако часто таким образом происходит по­давление свободы и инициативы ре­бенка, вследствие чего он изменяет своей естественной природе, замыка­ется в себе. Так ребенок теряет воз­можность стать независимым, свое право на индивидуальность.

Взрослый должен найти в себе ту мировоззренческую ошибку, ко­торая мешает ему увидеть и принять ребенка таким, какой он есть на са­мом деле. Очевидно, чем больше мы любим ребенка, тем более усерд­но слепо сражаемся с его природой, стремясь научить его «поступать пра­вильно», то есть в соответствии с на­шими представлениями. Эта борьба обусловлена, с одной стороны, бес­конечной родительской любовью, а с другой — незнанием своего ребенка.

Свободу же — вторую осно­ву педагогической системы ита­льянки Марии Монтессори — мы должны понимать только через любовь. Без любви нет свободы. Классик пи­сал: «Любовь не имеет смысла, но придает смысл всему остальному».

Автор Лариса Халеева, заведующая детским садом № 75 г. Одессы

Кол-во просмотров: 355

Комментарии

  • Guillermo

    2013-08-15 05:47:36

    A little rationality lifts the quality of the debate here. Thanks for coitunbrting! http://pepepwxiae.com [url=http://amoxmmuzey.com]amoxmmuzey[/url] [link=http://riiklreg.com]riiklreg[/link]...

  • Mao

    2013-08-08 18:00:00

    Mighty useful. Make no mistake, I apiepcrate it. http://geprrnklnl.com [url=http://qaaqpnlc.com]qaaqpnlc[/url] [link=http://ujvtcubf.com]ujvtcubf[/link]...

  • Ricky

    2013-08-08 11:22:15

    Me dull. You smart. That's just what I neeedd....

  • Monika

    2013-08-06 08:41:53

    That's a smart answer to a dilfucift question....