Дисциплина в свободе!

Именно этот великий принцип лежит в основе всей педагогической идеи Марии Монтессори.Как сформировать свободную самостоятельную личность с высоким чувством самодисциплины? Есть множество точек зрения по этому поводу. Право каждого выбирать свою.

Одни родители хотят видеть своих детей покорными и тихими, и они выбирают авторитарный метод воспитания ребенка, в основе которого лежит подавление внутренней свободы ребенка, его «я» через принуждение, наказание, муштру, бесконечные замечания и окрики. Однако к таким мерам воздействия дети быстро привыкают, перестают на них реагировать и уже не слышат голоса взрослого. В итоге у ребенка остается только страх перед взрослым и необходимость подчинения.

/Files/images/P4020016.jpgМетод Марии Монтессори, несомненно, более сложный, но и более последовательный. Он способствует нормализации поведения ребенка и выработке очень важного качества – самодисциплины. В каждой группе детского сада №75, где уже давно используется этот метод, -- около тридцати малышей самых разных национальностей, из разных семей, со своим пониманием «хорошо» и «плохо», «можно» и «нельзя», со своими привычками и волей. Переступая порог детского сада, каждый малыш должен адаптироваться не только к новым условиям жизни, но и перестроиться, изменить и нормализовать свою психику, а значит и поведение в новой среде, в которой есть свои нормы и правила.

А среда здесь, конечно, необычная: множество интересных развивающих и красивых пособий. Попадая в группу, ребенок сразу начинает выискивать себе занятия, которые его в данный момент интересуют. Перемещаясь свободно по группе, он выбирает себе занятия сам и тем самым уже получает право свободного выбора!

Мария Монтессори писала: «Дети, избавленные от принудительного подчинения, начинают проявлять предупредительность и уважение друг к другу, стремятся соблюдать порядок и дисциплину». Группы в детском саду разновозрастные, в них находятся дети 2-6 лет. И все они заняты своим делом: один упражняется в математике, другой возится с буквами, третий рисует. И только иногда доносится восклицание: «Смотри, смотри, как у меня вышло, у меня получилось». Воспитательница спокойно ходит между детьми, подходит к ребенку , который ее звал, следит за работой детей так, чтобы любому в нужный момент оказать помощь. Нет необходимости призывать кого-то к порядку. Все заняты своим делом и делают все с интересом./Files/images/P3170037.jpg И только в случае необходимости воспитательница немного меняет тембр голоса или строго посмотрит. Ну а если нет понимания, всегда найдется свободный стульчик в группе, где нарушитель порядка может посидеть и подумать о своем поведении. (« Все занимаются, я же сижу, смотрю, а заниматься не могу…»), наказания здесь отменены. А ведь это и есть самое страшное наказание для человека – изоляция : все видишь, а делать не можешь, лишили работы, да и на стульчике сижу один, лишили свободы. И все-таки интерес побеждает! «Лучше пойду и извинюсь и побегу ко всем,» -- результат хороший, на пользу ребенку. Никакой озлобленности и агрессии. Это и есть один из путей формирования у ребенка чувства самовоспитания, самодисциплины – создать ситуацию, в которой можно предоставить ребенку возможность подумать, шанс исправить и контролировать свое поведение.Малыши, глядя, как ведут себя на занятиях старшие дети, невольно подражают и учатся у них. Да и правило хорошо запомнили: « На занятиях должно быть тихо». Не случайно Мария Монтессори отводит большое внимание урокам тишины. Каждый день дети учатся слушать тишину 2-5 минут, в это время дети находятся в полном покое. Дети слушают различные звуки, которые их окружают: пение птиц, звуки природы – а потом рассказывают друг другу наперебой, кто и что услышал. Это своеобразная релаксация, позволяющая отдыхать мышцам и психике ребенка. Они учатся распознавать звуки и запоминать их, а заодно слушать и слышать взрослых.Сами развивающие пособия, используемые в обучении и воспитании детей дисциплинируют их, так как разработаны М. Монтессори при тщательном изучении физиологии и психики ребенка и продуманы для разных возрастов и интересов детей. Они разделены на различные зоны обучения от простого к сложному, например, для того, чтобы научить ребенка читать или выучить буквы, нужно тщательно перебрать весь алфавит и выбрать нужную букву по образцу, при этом тренируется концентрация внимания, усидчивость, терпение. Дети знают, где место каждого пособия по математике, грамоте, чтению. Каждое пособие в одном экземпляре, это значит, надо научиться ждать, если с ним кто-то работает. Знают ребята и порядок работы с ними и правила:

- поработал – положи на место;

- сделай уборку, чтобы все было чисто и правильно, чтобы другой ребенок после тебя мог взять работу и не ошибиться.

Так развиваются самоконтроль, взаимоуважение, умение построить отношения с детьми и взрослыми, которые тебя окружают. Это все не может не развивать у ребенка чувство самодисциплины и не дисциплинировать его в окружающей среде. Процесс этот, конечно, нелегкий и небыстрый, но через два-три месяца поведение и дисциплина детей, находящихся в свободной среде, нормализуются, и вопросы дисциплины отпадут сами по себе. Вырабатываются инстинкты, привычки, воля. Дети быстро приспосабливаются к тем условиям, которые мы им предлагаем, знают и выполняют правила и стараются соблюдать нормы поведения, но очень трудно систематизировать эти правила и дать рецепт. Все дети очень индивидуальны. У всех понимание правил разное: у мам, пап, бабушек и дедушек, --- в детском саду и дома. Но всегда есть общее и различное. Различное то, что мы и наши дети очень индивидуальны, поэтому и к ребенку нужен обязательно индивидуальный подход, с любовью и верой. /Files/images/сканирование0008.jpg А общее есть то, что поведение и дисциплина являются частью морального и общественного поведения, воспитания, то есть, то, чего мы добиваемся, и является особенно важным в наше время. Складывается оно из воспитания инстинктов, привычек, чувств и воли человека, которые надо развивать. Дети всегда любят учить правила, ведь человек уже рождается со своим внутренним порядком. И только неправильное отношение к ребенку, неправильная среда делают его невоспитанным и недисциплинированным. Поэтому дети обязаны знать правила и выполнять их. Каждое утро в детском саду на занятиях мы учим разные правила: «Как ходить по группе», «Как помогать малышам», «Как сделать тишину» и т.д. Но ведь и у нас, взрослых, по отношению к детям тоже есть правила, и мы обязаны их выполнять:»Сдерживать ребенка, но не притеснять», «Управлять, но не ограничивать до крайнего предела», «Воспитывать, а не назидать», «Наказывать, но не в ущерб ребенку», «Разрешать то, что не наносит вреда ребенку и окружающим».

Автор Лариса Халеева, заведующая детским садом №75 г. Одессы
Кол-во просмотров: 0

Комментарии