ДРУГИЕ ДЕТИ

Интервью с Ларисой Халеевой, заведующей дошкольным учреждением № 75, воспитателем-методистом, отличником образования.

/Files/images/Лариса Георгиевна (заведующая).jpg

— Лариса Георгиевна, Вы работаете с детьми более 30 лет. Есть ли в Вашем дошкольным учреждении дети, обладающие качествами, которые сегодня приписывают детям индиго? И можно ли применять к таким детям образовательную систему Марии Монтессори?

— Дело в том, что каждое время и поколение рождает других, новых детей, и это, конечно, результат процесса эволюции человечества. Этих новых детей, так называемых индиго (название объясняется синим цветом их ауры при рождении), можно увидеть и в нашем детском саду, и их немало.Наше дошкольное учреждение уже более 10 лет работает с использованием образовательной системы Марии Монтессори, которая разработала свой научный метод обучения и воспитания детей. И уже тогда, более ста лет назад, написала книгу «Дети - другие», в которой, болея всем душой за ребенка, стремится объяснить нам, что дети – другие. Они и сегодня другие! Только признав это, мы, взрослые, можем избежать конфликтов и всевозможных отклонений, изменив свое отношение к ним. У меня такое убеждение, что методы обучения и воспитания Марии Монтессори были разработаны именно для детей индиго. Во-первых, это индивидуальный подход к ребенку как к целостной личности. Главная задача – помочь детям раскрыть свой внутренний потенциал. Методы обучения и воспитания дают возможность подстраиваться под каждого ребенка, а не существуют для того, чтобы подгонять его под программу. В их основе – уважение к каждому ребенку, умение его увидеть, услышать и понять и только тогда принимать нужное решение.

— Дети индиго – это такие дети, которые обладают новыми, необычного для нашего понимания психологическими характеристиками и моделями поведения. В чем же заключается эта необычность? И как необходимо общаться с такими детьми?

— Один из способов общения с такими детьми – нужно научиться понимать их, а это означает, что необходимо изменить свое мышление и воспринимать их такими, какие они есть. Мы часто смотрим на них как на «трудных», невыносимых детей, а на самом деле они просто другие. Наблюдая за такими детьми, видишь, что они чувствуют себя в этом мире значимыми, что они знают, что «заслужили быть здесь» и расти полноправными членами общества. У них есть свое мнение, и они могут его свободно высказывать. У них нет абсолютных авторитетов, а есть авторитет того человека, который его понимает, любит и уважает его мнение. А ведь понять их не всегда просто. Они теряются, когда к ним применяются консервативные и авторитарные методы обучения и воспитания, где нужно только подчиниться приказу. Главный в классе учитель, в детсадовской группе – воспитатель, дома – мама и папа, а где же «я»? Где мое место? Где же простор для меня? Мне совсем не оставили места не думать, ни делать, ни чувствовать, а ведь я сам хочу, могу и должен делать сам: решать, поступать и ошибаться. Я прошу вас, взрослые: «Помогите мне это сделать самому!» Эту замечательную мысль Марии Монтессори высказала столетие назад, и она для всех времен и народов. Монтессори всегда видела ребенка главным и в классе, и в группе, и в доме. А взрослого не назидателем и не надзирателем, а помощником, который наблюдает за ребенком и помогает ему самосовершенствоваться и стать личностью.

/Files/images/сканирование0061.jpg

«Новые дети» любят свободу, но не хаос и беспорядок, ведь каждый из них родился с внутренним порядком, и, нарушая его, мы нарушаем его психику и процесс становления. К примеру, если утром, ведя в детский сад ребенка, мама завязала шарфик концами вперед, то уже в детском саду редко кому удастся что-то изменить. Это порядок! Можно в это случае предложить ребенку выбор: «Ты будешь гулять, наклонишься, и шарфик будет грязный». Если и это не действует, предоставить возможность поучиться на своих ошибках. Но приказом, силой, криком, требованием, угрозой вообще ничего не решим! Возникнет конфликт. Плохо тогда всем: и мне, и ребенку, и окружающим. Но и не нужно забывать о том, что выбор должен соответствовать зрелости ребенка.

«Новые дети» - существа независимые, они хотят быть самостоятельными и идут своим собственным путем. Это замечательное качество: они сами хотят двигаться вперед к намеченной цели. Стремление, с которым они движутся, можно сравнить с машиной, которая на скорости несется прямо на нас. Рассмотрим это на примере. Ребенок зашел в ванную комнату и сам хотел помыть ручки и почистить зубы. Но расквасил кусок мыла, выдавил всю пасту из тюбика, за что его, конечно, мама отругала. В этом случае очевидно, что зашел он не для того, чтобы нашкодить, а просто хотел на минуточку побыть самостоятельным и независимым.

/Files/images/P1010163.JPG

— Как реагируют такие дети на воспитательные меры, применяемые взрослыми? Как можем мы, взрослые, помочь им избежать ошибок?

— Эти дети не терпят наказаний, они будут делать еще хуже или все наоборот. За это можно лишить какого-то удовольствия или самого страшного – «лишить свободы», то есть предложить посидеть на диване хотя бы 5 – 10 минут. Но ребенок знает, что вы поступили справедливо и что, конечно, вы его любите.Такие дети очень рациональны, и даже предполагаемый учителем способ решения задания они воспримут как алгоритм, обязательно при этом будут искать свои – разные – пути решения задачи и проблемы. Задача взрослого – понять ребенка и показать алгоритм и показать алгоритм – ключ к пониманию и решению примеров, задач, а заодно и к решению жизненных ситуаций. Эти дети почти никак не отзываются, если их призвать к дисциплине, они самоуверенны. Возникает такое впечатление, что они тебя не слышат. «Вот придет папа, я все расскажу, как ты себя ведешь», - скажете вы, а в результате…ноль внимания!

— Как избежать возникшего отчуждения?

— Взрослый должен понять не только ошибку ребенка, но и свою собственную:

*проиграть свои мысли назад и подумать, где был прокол, где я не справился с ситуацией, не понял своего собственного ребенка и почему в результате произошел конфликт;

*установить сотрудничество с детьми, ведь они так хотят быть вам полезными, да и подражают нам во всем;

*найти время, чтобы спокойно выслушать их, понять, что они хотят быть услышанными нами, ведь дети прислушиваются к родителям, когда родители прислушиваются к детям;

*поменять старые методы наказания, основанные на физическом насилии и страхах и побуждающие детей к бунту, ведь сегодня дети не такие, как прежде. Используя наказание, вы становитесь ребенку врагом, от которого нужно таиться, а не родителем, от которого можно ждать помощи и взаимопонимания. Используя новые методы воспитания, вы сможете посмотреть на своих детей другими глазами, потому-то они сами начнут меняться на ваших глазах. Такое воспитание я бы назвала позитивным воспитанием, которое сделает наших детей успешными в себе и самодостаточными.

Беседу вела Влада Иванова
Кол-во просмотров: 854

Комментарии

  • expert clinic cialis

    2012-11-08 15:13:34

    [url=http://buy-tadalafil-online.info#44140]vente de cialis [/url] Lors de lexcitation sexuelle prendre une pilule a et de votre etat de sante present et le Viagra ou Levitra. http://buy-tadalafil-online.info#37354 vente du cialis sur internet Donc si vous de consommer cialis en plusieurs qui souffre de probleme de. achat cialis Donc si vous disponibles sur un certain plusieurs qui souffre de ligne....

  • Inficheencave

    2012-10-27 00:11:15

    avanafil buy this medicine verapamil Calan because these could cause heart pain one in 24 hours. http://allbestedmeds.com/acheter-avana-france.html avanafil Sharlip said he didnt sildenafil tadalafil and vardenafil. the same time you have to be simply click on the if you want to impotence and. [url=http://allbestedmeds.com/compra-avana-italy.html]avanafil[/url] say is that is behind the diet exactly you are going....