Идем в детский сад – что же происходит на самом деле?

Решено – малыш пойдет в сад! В этот момент не каждый родитель понимает, с какими сложностями придется столкнуться и ему, и малышу. Исходя из опыта работы педагогического коллектива дошкольного учреждения №75 Приморского района, который стал для нашего журнала и родителей своеобразным педагогическим медиа-университетом, можно порекомендовать реальную систему преодоления этих сложностей.

Новое - это еще не забытое старое

Легко ли будет вашему ребенку адаптироваться в детском саду? Это во многом зависит от того, как складывались отношения между вами и ребенком. Родители являются первыми людьми, с которыми ребенок учится ладить, правила которых он выполняет. Приходя в детский сад, ребенок «разыгрывает» уже пережитое приспособление в семье как сценарий, провоцируя воспитателя на те стереотипы поведения, к которым он привык в семье. В данном случае задача воспитателя – как можно более безболезненно и профессионально перенести эти отношения в другое русло.

/Files/images/сканирование0069.jpg

Посещение детского сада открывает для ребенка другие возможности. Это, прежде всего, общение с другими детьми и взрослыми. В саду малыш новым правилам поведения, получает возможность для интеллектуального и физического развития. В то же время с вашим малышом происходят определенные трансформации. На инстинктивное «хочу!» малыша возникает императивное «надо!» социума. Сложность момента заключается ещё и в том, что дети 2-3-х лет одиночки, им хорошо самим. Интерес к другим просыпается у малышей к 3-м годам.

Важный разговор

Именно от того, каким будет первое впечатление ребенка, как сад его примет, будет зависеть дальнейшее восприятие и отношение ребенка к окружающему миру. При этом каждый ребенок совершенно индивидуально проходит период адаптации, по-своему реагирует и переживает. Поэтому родителям очень важно в этот сложный период поддержать ребенка.

Желательно поговорить с ребенком о его новой социальной роли, о том, что он вырос, многому научился, и в его жизни наступают значительные перемены. Скажите ребенку, что вы очень гордитесь им – ведь он уже такой большой, что может сам ходить в детский сад. Расскажите малышу, что он идет к новым ребятам, которые поют, играют, танцуют, рисуют, лепят. Но и не делайте из этого события проблему, не говорите каждый день о предстоящей перемене в его жизни. Для ребенка это очень ценная информация – он должен узнать, почему родители отдают его в сад.

/Files/images/сканирование0073.jpg

Подготовительная работа

Перед тем, как ребенок пойдет в сад, мы советуем откорректировать домашний режим, приблизив его к режиму сада. Также за месяц до похода в детский сад старайтесь немного меньше, чем обычно, быть рядом с малышом. Зайдите в детский сад и заранее познакомьтесь с воспитателем, расскажите ему об особенностях вашего ребенка. Вначале родители могут ходить с ребенком на прогулки с группой. Затем оставлять ребенка в саду до обеда.

Когда уходите, расставайтесь со своим чадом легко и быстро. Долгие прощания с обеспокоенным выражением лица вызовут у ребенка тревогу, и он может подолгу вас не отпускать. Если же ребенок тяжело расстается с матерью, желательно, чтобы первые несколько недель его отводил в сад отец.

Реакция на новую среду

Есть такие дети, для которых этот период становится настоящим испытанием. Как правило, это дети, лишенные ранее общения с другими детьми, в также дети, имеющие сверхопекающих или тревожных родителей, которые не дают возможность ребенку получить свой жизненный опыт.

/Files/images/сканирование0067.jpg

Ребенок, которого родители слишком рано «выпихнули» из гнезда, поначалу часто, как будто легко и безболезненно адаптируется. Со стороны кажется, что все хорошо и спокойно. Но, незаметные сейчас душевные переживания ребенка окажут влияние во взрослой жизни. Не завершенные важные базовые потребности в привязанности приводят во взрослом возрасте к тому, что человеку сложно строить доверительные отношения, страшно привязываться и любить.

Болезни – самая простая и распространенная форма пассивного сопротивления. Поначалу ребенок с удовольствием ходит в садик, а потом друг капризничает и заболевает, отказываюсь идти в группу. Первое, о чем думают родители – ребенка обидели. Однако зачастую дело обстоит по-другому. Сначала ребенка привлекает новизна, он радостно отправляется на встречу новому. А в скором времени приходит понимание того, что теперь так будет всегда.

Сталкиваясь с принципиально другой средой, ребенок проявляет своё отношение к ней. Для адаптационного периода характерны настороженность, напряжение, беспокойство, капризы, заторможенность речи и т.д. Часто эти психологические изменения отражаются на физическом состоянии и у ребенка падает иммунитет, он начинает болеть – ринит, желудочные расстройства, нарушения аппетита и сна.

Самостоятельность - нелегко, но нужно

На самом деле, в душе ребенка происходит отделение от семьи, и в первую очередь, от мамы. По сути, это второй в его жизни сильный стресс после его рождения и отрыва от матери. При этом стоит учесть, что в отличие от ребенка 2-хлетнего возраста, у 3-хлетних уже сформирован в сознании образ матери, и именно в этом возрасте расставание с ней дается малышу сложнее. Двухлетний ребенок часто приходит в сад с так называемым «переходным объектом» - частичкой мамы. Это может быть постоянная игрушка или даже кусочек ткани, который он принес с собой в сад. Этот объект становится посредником между реально существующей мамой и тем образом, который сложится в его внутреннем мире. Присутствие этого предмета дает ощущение единства между малышом и матерью, домом, которые символически всегда находится рядом с ним. Воспитатели и родители должны понимать это и понимать желание ребенка и важность нахождения этого объекта в детском саду. В дальнейшем, когда образ матери окончательно сформируется у малыша, этот предмет уже не будет иметь такого значения.

Третьи лица

При этом стоит отметить, что большая ответственность в этом процессе ложится и на воспитателя. Он может способствовать благоприятной и быстрой адаптации ребенка, если признает его как личность, уважает не только его достоинства, но страхи, деструктивные формы поведения, понимает спонтанные выражения чувств ребенка, знает о его индивидуальных физиологических и психологических особенностях.

/Files/images/сканирование0070.jpg/Files/images/сканирование0075.jpg

Если ребенок проявляет тревогу в саду, посмотрите, правильно ли реагирует на него воспитатель; закрепил ли он за ним постоянное место за столом, кроватку. Можно попросить его быть помощником воспитателя, давая возможность ребенку находится в привычном для него темпе.

Не стоит забывать о том, что во всех перечисленных случаях есть и переживания мамы. «А вдруг он ударится, упадет, с ребятами не поладит?». Желая обезопасить во все ребенка и помочь ему, мы невольно сами осложняем ему жизнь. Находясь рядом с мамой, малыш всегда чувствует её страх и тревогу. Важную роль в не только в адаптации ребенка к садику, но и становлении его как личности имеет тесная взаимосвязь и взаимопонимание между мамой и воспитателем.

Помогите ребенку эмоционально. Пусть он сам присмотрится к группе, начнет сам общаться с детками, строить свои отношения. В таком случае с пониманием и поддержкой ребенок быстро нормализуется в коллективе.

Автор Лариса Халеева, заведующая детским садом № 75 г. Одессы
Кол-во просмотров: 0

Комментарии