Педагогическую систему воспитания и обучения детей, созданную итальянкой, женщиной, выдающим педагогом и психологом Марией Монтессори, не случайно называют гуманистической. В ее основе лежат два основных понятия — свобода и любовь. По отношению к детям всегда на первое место мы ставим любовь. Монтессори писала: «Любите своего ребенка любым — красивым и некрасивым, удачливым и не очень, здоровым и больным». Казалось бы, это так очевидно.
Однако как часто взрослые раздражаются в ответ на искренние порывы ребенка. Он может будить вас по утрам, а вы — нервно отмахиваться сонным голосом: «Еще же так рано, а сегодня выходной!». Но много ли есть людей в вашей жизни, которые просыпаются специально так рано только для того, чтобы обнять и поцеловать вас? Просыпаются только для того, чтобы поприветствовать вас вместе с восходом солнца? Ваш ребенок может и расплакаться, если вы отправите его к себе в комнату, когда в ваш дом приходят гости. Он просто хочет чувствовать себя равным и полноценным членом семьи. Однако много ли найдется у вас близких, которые испытывают к вам такую же сильную любовь и также сильно дорожат общением с вами?
Большинство вещей в современной жизни взрослый человек делает почти автоматически, не задумываясь. Но именно дети способны пробудить в нас те самые эмоции и чувства, из которых и состоит настоящая жизнь. И если взрослый не пытается откликнуться на этот искренний призыв, ребенок вначале теряется, затем понемногу ожесточается и, наконец, становится равнодушным.
Ребенок — это существо, абсолютно отличающееся от взрослого человека. Различия тут не только в физических формах и количестве знаний и умений. Ребенок просто другой. Вся его психика, существо устроены по-другому. Если взрослые приобретают знания с помощью анализа и синтеза происходящего, то ребенок просто впитывает окружающую его жизнь комплексно, целиком. Он познает мир через призму своих собственных чувств, пережитых в действительности, старается подражать взрослым, особенно близким и любимым, это одно из самых сильных чувств детства. Мы планируем свои дела, выделяем самое срочное и важное, в то время как ребенок живет только данным конкретным моментом времени. Естественный ритм его жизни гораздо медленнее, чем у взрослого.Природа дала возможность маленькому существу самостоятельно выстроить собственную личность, используя весь свой огромный внутренний потенциал. Задача взрослого — не мешать, не подавлять эти зачатки, а помочь ему разобраться во всех сложностях данного мира.
Согласно педагогической системе М. Монтессори, ребенок проходит два эмбриональных периода. Первый — когда зарождается его физическое тело.
Второй — при рождении и формировании психики. Этот период характеризует зарождение разума, языковых навыков, умение себя обслужить. И именно здесь так важно вовремя направить ребенка в его развитии и ни в коем случае не мешать. Ведь у маленького человечка нет другой цели, кроме как совершенствовать самого себя, это его главная врожденная внутренняя программа. Он учится сам и для себя.
Трудность заключается в том, что ребенок живет в окружении взрослых. Парадоксально, но это факт. Любя своего ребенка, взрослые часто не понимают детей и подростков, считают их своей собственностью; считают, что могут формировать представления детей, перенося на них свои стереотипы мышления и поведения. Для нас все, что делает наше чадо, имеет две характеристики — плохо и хорошо. Являясь истиной в последней инстанции, родитель всегда четко знает, как должен вести себя его ребенок. Мы ни на минуту не сомневаемся в правильности выбранной нами модели поведения, которой безоговорочно должен следовать малыш. Любое отклонение со стороны ребенка оценивается как ошибочное и подлежит исправлению или наказанию. Однако часто таким образом происходит подавление свободы и инициативы ребенка, вследствие чего он изменяет своей естественной природе, замыкается в себе. Так ребенок теряет возможность стать независимым, свое право на индивидуальность.
Взрослый должен найти в себе ту мировоззренческую ошибку, которая мешает ему увидеть и принять ребенка таким, какой он есть на самом деле. Очевидно, чем больше мы любим ребенка, тем более усердно слепо сражаемся с его природой, стремясь научить его «поступать правильно», то есть в соответствии с нашими представлениями. Эта борьба обусловлена, с одной стороны, бесконечной родительской любовью, а с другой — незнанием своего ребенка.
Свободу же — вторую основу педагогической системы итальянки Марии Монтессори — мы должны понимать только через любовь. Без любви нет свободы. Классик писал: «Любовь не имеет смысла, но придает смысл всему остальному».
Автор Лариса Халеева, заведующая детским садом № 75 г. Одессы
Guillermo
2013-08-15 05:47:36A little rationality lifts the quality of the debate here. Thanks for coitunbrting! http://pepepwxiae.com [url=http://amoxmmuzey.com]amoxmmuzey[/url] [link=http://riiklreg.com]riiklreg[/link]...
Mao
2013-08-08 18:00:00Mighty useful. Make no mistake, I apiepcrate it. http://geprrnklnl.com [url=http://qaaqpnlc.com]qaaqpnlc[/url] [link=http://ujvtcubf.com]ujvtcubf[/link]...
Ricky
2013-08-08 11:22:15Me dull. You smart. That's just what I neeedd....
Monika
2013-08-06 08:41:53That's a smart answer to a dilfucift question....